На главную страницу
На главную страницу
КомпанияКонтактыЦеныДокументацияСтатьи
РоллетыВоротаДвериШлагбаумы
Автоматика для воротОбслуживание и ремонт

История ворот: страж дома и гордость хозяина.

В незапамятные времена ворота имели сугубо прикладное назначение: впускали на огороженную со всех сторон территорию или преграждали этот путь.
Запирали их на засовы и замки. Постепенно ворота выходили на первый план, становясь лицом усадьбы, и каждый хозяин стремился придать им оригинальность и выразительность.
Став украшением улиц, ворота обрели еще одну функцию – эстетическую.


Страж дома и гордость хозяина


В те времена, когда цены на железо были очень высоки, ворота в основном украшались деревянной резьбой. Позднее деревянные врата стали укрепляться металлическими накладками и специальными запорами. Навешивались и ручки-кольца, чтобы стучать и открывать ворота. Массивное кольцо свисало обычно из пасти искусно выкованной звериной головы. Такие ручки-стукала и накладки, которые проходили по всей ширине створки ворот и дополнительно скрепляли доски, в дальнейшем широко использовались и на цельнометаллических дверях и воротах.


В какой-то мере предшественниками ворот можно назвать порталы(от лат. porta – вход, ворота), известные еще со времен античности. С XI века в романской, готической и древнерусской архитектуре, в первую очередь церковной, распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов, в углах которых помещаются колонки, соединенные декоративными элементами в виде дуги.


Говоря о старинных воротах, нельзя не упомянуть и о триумфальных арках, ведущих свою родословную со времен Древнего Рима. Это архитектурное сооружение изначально было призвано прославлять победителя. Триумфальное шествие имело символическое значением: проход под воротами освящал победу. Позже триумфальные арки появились в Западной Европе, а затем и на Руси. В русских городах сходством с триумфальными арками нередко обладали главные ворота, соединенные с городской стеной.


В средневековой Европе, возводя дворцы и замки, архитекторы и художники создавали уникальные ограды с великолепными воротами и калитками. По этим изумительным по красоте и пропорциям памятникам архитектуры, сохранившимся до настоящего времени, можно проследить, как развивалось и совершенствовалось кузнечное искусство. Суровый и выразительный романский стиль сменялся стрельчато-угловатым готическим, который, в свою очередь, передал в ХV-ХVI веках эстафету нарядному и легкому стилю ренессанс.


Помимо главных заказчиков произведений искусства, церкви и крупных феодалов, появились новые – купеческие гильдии и зажиточные горожане. Рождается бесконечное множество вариантов: ворота, отделяющие двор от улицы или площади, дворцовые врата, ворота парков, заводские, складские. Лучшие изделия кузнецов украшали затейливые узоры и изящные волюты (завитки, спирали).


На Руси рост художественной значимости кузнечных работ наблюдался в XVII веке, когда ее столица – Москва – постепенно становилась каменной.


Витиеватый орнамент украшал ворота времен барокко. В это время декор стал приобретать более округлые формы, на общий ритм архитектуры как бы накладывались крупные гирлянды и ветви, идеально сочетающиеся с лепниной здания. На воротах появились маски, звезды, цветы, солнце и другие детали, вырубленные из жести. К этому времени в России появилось множество оружейных заводов, где налаживалось литейное дело. Успешное освоение чугунного литья стимулировало активное производство архитектурных деталей из этого материала. Появились уникальные чугунные решетки и ворота. Модели к ним создавались великими русскими архитекторами. Пример тому чугунные ворота в Толмачевском переулке в Москве. В концу XVIII века можно увидеть образцы, где кованые элементы сочетались с литыми.



Ворота по-петербургски


Петербургские ворота – важнейший элемент убранства городских улиц. Вытесанные из дерева – впечатляют красотой пластического решения, тревожат недоступностью уголка, который скрывают. Металлические – создают галерею характеров: от чопорных и консервативных глухих ворот до нарядных и легкомысленных - прозрачных.


Практически с начала градостроительства промежутки между жилыми домами перекрывались оградами, через ворота которых и въезжали во дворы. Исключение составляли усадьбы высокопоставленных сановников. Их дома стояли обычно в глубине участка, а между домом и улицей располагался большой парадный двор, огороженный ажурной металлической оградой с воротами в виде миниатюрной триумфальной арки. Вспомним, например, Екатерининский дворец в Царском Селе, особняк Шереметевых на Фонтанке, дворец М.И. Воронцова на Садовой.


Во второй половине ХVIII века масштабы построек значительно увеличились, и возводимые соседями-домовладельцами здания стали смыкаться друг с другом, образуя столь характерный для архитектуры города “сплошной фасад”. При таком характере застройки арочный проезд во двор становится неотъемлемой частью дома. Великолепным образцом барочного стиля может служить творение Растрелли – ворота Строгановского дворца на Невском, 17, которые почти без изменений сохранились до нашего времени.


Пришедший на смену барокко классицизм, сохранив неизменной конструкцию деревянных ворот, до предела упростил их композицию. Классицистические ворота чаще всего имеют форму прямоугольника, ворота со скругленной верхней частью встречаются значительно реже. В период позднего классицизма – ампира – створки ворот общественных зданий стали украшать деталями, изображающими военное снаряжение древних римлян.


Металлические ворота появляются в арочных проездах питерских домов в конце 1830-х годов. В это время в русской архитектуре формируется новое стилистическое направление – эклектика (от греч. еklektikos – выбирающий). Если в период классицизма образцом для подражания была архитектура античности, то теперь круг исторических прототипов значительно расширился.


Во второй половине ХIХ века столица империи переживает строительный бум. Увеличивается спрос на металлические конструкции и декоративные изделия, выполненные из стали и чугуна. Начиная с 50-х годов ХIХ века значительная часть металлических ворот изготавливалась на механических заводах, сведения о которых можно почерпнуть из рекламных изданий тех лет. Наиболее крупные и известные из них – чугунолитейный и механический завод Сан-Галли и художественно-строительный слесарный завод Карла Винклера.


Наиболее популярными у обывателей среднего класса были ворота с глухими полотнами, а также ритмические и модульные варианты. Глухие металлические ворота по композиции близки к филенчатым деревянным, лишь ажурная рама из меандра окаймляет створки. Ритмическая композиция ворот построена на повторении одного вертикального элемента. Обычно это было копье, реже – ромб, узкий прямоугольник, сильно вытянутая волюта или овал. Изготовленные по такой технологии ворота получались ажурными, кованый орнамент красиво читался на просвет. В композиции, построенной по модульному принципу, один и тот же элемент многократно повторялся как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях – створки ворот напоминали ковры с геометрическим орнаментом.


Ворота богатых особняков впечатляют и своими размерами, и причудливыми декоративными формами. Таковы врата Ново-Михайловского дворца, выходящие на Миллионную улицу, 19. Следуя традициям необарочного стиля, архитектор А.И. Штакеншнейдер использует такие характерные для барокко элементы, как кольца и волюты, сложные петли и стилизованные лилии. Калитки ворот имеют красивый арочный контур, что достигается за счет полуциркульной верхней части. В центр композиции помещена вписанная в овал монограмма великого князя Михаила Николаевича.


В конце 1890-х годов из Западной Европы в Россию приходит новое стилевое направление – арт-нуво, или модерн. В это время весьма распространенными становятся растительные орнаменты. Они использовались и ранее, но только модерн привнес динамику в композиции такого плана. Цветущие верхушки металлических стеблей выводились за верхнюю обвязку створок. Создавалось впечатление естественного роста растения, преодоления им окружающей инертной среды.


Форма гриба, характерный для модерна “удар бича”, по изгибу линии напоминающий энергичный росчерк пера – пластичность, динамика и гармония, сродни природной, – черты, характерные для воротных заполнений периода модерна. (Цветочную композицию можно наблюдать на воротах доходного дома по улице Дивенской, 2.)


…Шло время, менялся город. К сожалению, многие уникальные ворота обветшали, а иные безвозвратно утрачены. Лишь немногим более десяти лет назад началось возрождение петербургского металлодекора…



Мир вашему дому!


Многие современные кузнечные фирмы изготавливают ограды, ворота, калитки и двери на весьма высоком уровне. В зависимости от целей и предпочтений счастливый обладатель частного особняка может выбрать любой вид ворот – от тяжелых глухих до тончайших ажурных. Возможен и комбинированный вариант: скажем, на глухие створки с двух сторон накладывается кованый рисунок, а венчает ворота прозрачный орнамент. Мастера кузнечного искусства могут включить в композицию ворот вензель с инициалами, стилизованный герб, вазу с цветами или фруктами, выкованную из железа или меди, дубовую ветвь и даже портрет хозяина или фигурку его домашнего любимца.


В принципе основой для ворот может служить и дерево, но в последнее время отдается предпочтение цельнометаллическим конструкциям: они значительно крепче и устойчивее к атмосферным воздействиям. Вариантов много - можно выбрать или заказать по своему вкусу.


Установка ворот – очень ответственная и трудоемкая операция. Каждая створка имеет довольно значительный вес, и чтобы в процессе эксплуатации столбы не раскачивались, их необходимо устанавливать в широкие ямы глубиной около метра и заливать бетоном. По возможности столбы сверху связывают между собой металлической аркой и укрепляют по бокам.


Если для установки ворот делаются кирпичные или каменные столбы, их необходимо армировать изнутри металлической трубой и связывать с оградой. Подставы для петель ворот должны также жестко связываться с внутренней металлической трубой и заделываться в кирпичной или каменной кладке.



P.S. Красивые ворота порой говорят о престиже хозяина больше, нежели его новый автомобиль.


Журнал ´Мир металла´


 ООО «СПб-Сервис»
 Санкт-Петербург, пр.
 Александровской фермы, 17
 Телефон: +7 (812) 959-03-55
 Факс: 8 (812) 362-25-89
 e-mail:info@spbservice.ru
 Схема проезда
Компания | Контакты | Цены | Документация | Роллеты | Ворота | Двери | Шлагбаумы | Автоматика | Обслуживание | Карта сайта
На Отправить